Комплекс упражнений круговой тренировки на выносливость

На VIII занятии (заключительном в цикле) определяется II МТ. Его показатели и данные педагогических наблюдений служат отправным моментом для усложнения или изменения комплекса на следующий цикл.

Комплекс упражнений круговой тренировки на выносливость

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. За последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культуры или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые разные – от ограничений по зрению до астмы. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на уроках. В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популярность, особенно у учащихся.

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки нужно вводить физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это будет способствовать совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Обязательное условие – предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися. Использование же их в комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.

Статья «Использование метода круговой тренировки для развития двигательных качеств учащихся на уроках физической культуры с целью сохранения и укрепления их здоровья»

Добиваться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает круговая тренировка. В физическом воспитании круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Одной из важнейших задач я ставлю, с одной стороны моделирование специальных комплексов и выработку алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой – в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью обучающихся на уроках физического воспитания.

На уроках физического воспитания использую упражнения для совершенствования и развития молодого организма, укрепления здоровья.

§ Соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой и интервал между кругами при повторном прохождении комплекса;

Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом в тысяча девятьсот пятьдесят втором – пятьдесят восьмом годах. Её название происходит оттого, что первоначально места, где выполнялись упражнения (станции), располагались по замкнутому кругу. Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных упражнений, подобранных и объединённых в комплексы по определённой схеме. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Упражнения каждой станции воздействуют на определённую группу мышц — ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется при выполнении каждого упражнения, в то время как одна группа мышц получает импульс для развития, другая — активно отдыхает.

Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение.

Остановимся подробно на особенностях круговой тренировки. В методической литературе и практике учителей известен такой способ проведения упражнений, как поточный мелкогрупповой. Класс делят на несколько небольших групп (пять — шесть человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания — повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т.д. Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено — для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий — четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Есть и другие особенности круговой тренировки. Раскроем каждую из них.

Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из восьми — десяти относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма. В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на шесть — восемь групп по три — пять человек. Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставлю указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25х30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте.

Также сделаны из фанеры рамки, которые закреплены на стене зала, и в них вставлена карточка с изображением и описанием упражнения. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например, можно давать подтягивание в висе и на верхней жерди разновысоких брусьев; прыжки в глубину с платформ (80х80 см), укрепленных на гимнастической стенке, на разной высоте; как отягощение применять штанги, гимнастические скамейки и т.д. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться, и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Перед началом выполнения комплекса для каждого обучающегося устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ). Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, обучающиеся по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время 30-45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. В это время обучающиеся записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 — 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д. После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка или в зависимости от подготовленности класса. На последующих уроках обучающиеся выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30 — 45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение. Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз). Организм обучающихся постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения: МТ МТ— + 1 ; — +2 ; 2 2 и т.д. — в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4 -5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы обучающимся были видны их сдвиги. Как показывает практика, весь комплекс из 8 — 10 упражнений выполняется примерно за 10 -12 минут (время на каждое упражнение — 45 секунд, на паузы для отдыха — 30 секунд). При планировании уроков это необходимо учитывать. Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Учителю нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и за тем еще через две минуты в течение 10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за одну минуту). Показатели пульса записываются в личную карточку обучающегося (карточки хранятся у учителя). Подсчет пульса начинается после того, как обучающиеся приготовились к этому. По сигналу «Раз!» или короткому свистку они начинают подсчитывать пульс и после команды «Стой!» или повторного свистка заканчивают подсчет. Для того чтобы они могли самостоятельно подсчитать свой пульс, учителю биологии или физической культуры нужно заранее научить их этому. Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Обучающимся пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке. Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность учителю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль обучающихся за соответствующими реакциями организма. Определение максимального теста, установление индивидуальной нагрузки, подсчет пульса, запись результатов в личную карточку рекомендуется начинать с восьмого класса, где учащиеся лучше подготовлены к выполнению указанных требований. В данном возрасте (15 — 17 лет) уровень физического развития и функциональных возможностей организма юношей и девушек имеет большие отличия. Поэтому у них наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособления к значительным физическим нагрузкам. Повышается роль индивидуальных заданий на уроках физической культуры, что подтверждает необходимость определения максимального теста для каждого обучающегося VIII — X классов при выполнении упражнений по методу круговой тренировки. Исходя из обобщения опыта, можно рекомендовать в учебном году 16 -18 занятий по методу круговой тренировки. Ориентировочное распределение их в году может быть таким: I четверть — на 4 -5 уроках, II четверть — на 4 — 5 уроках, III четверть — на 3 — 4 уроках, IV четверть — на 3 — 4 уроках.

Для каждой серии уроков нужно составить соответствующий комплекс упражнений. В V — VII классах проводится собственно не круговая тренировка, а занятие по типу круговой тренировки, точнее — упражнения выполняются мелкогрупповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения остается в пределах 30 — 45 секунд, дозировка их зависит от пола, возраста, подготовленности обучающихся, характера предложенных движений и определяется учителем для каждой группы отдельно или всего класса в целом.

В V — VII классах приемлем такой вариант выполнения упражнений: прохождение круга с заданиями выполнить каждое упражнение в обусловленное время в произвольном темпе, но по возможности более точно. В этих классах нужно очень осторожно относиться к дозировке упражнений, не следует предлагать обучающимся максимальной нагрузки. Количество повторений упражнений должно быть на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения для данного класса. Например, мальчики шестого класса выполняют приседания на одной ноге, держась рукой за бревно, в среднем 6 — 8 раз, количество повторений этого упражнения за один подход 3-4 раза. Во время выполнения данного упражнения на соответствующей станции обучающиеся успевают выполнить два подхода (приседания на правой и левой ноге) с интервалом 10 -15 секунд. Этим обеспечивается эффективное воздействие данных упражнений на развитие силы, выносливости и других качеств без отрицательных последствий для их организма.

Методу круговой тренировки я отдаю большое предпочтение, особенно в ходе занятий с тренировочной направленностью. На таких уроках в условиях жесткого лимита учебного времени метод круговой тренировки позволяет индивидуализировать нагрузку каждого обучающегося с учетом достигнутого им уровня физического развития, приучает к самостоятельному творческому участию в освоении учебной программы при развитии физических качеств. При этом активно использую весь арсенал стандартного и нестандартного оборудования, установленного как в физкультурном зале, так и на спортивной площадке. В круговую тренировку включаю хорошо освоенные упражнения, изучаемые в данном классе на протяжении учебного года, с помощью которых можно относительно избирательно воздействовать на различные мышечные группы и функции организма.

На первом уроке в четверти знакомлю обучающихся со всем комплексом круговой тренировки, графическое изображение и краткое описание, которого помещаю в прозрачную полиэтиленовую папку. На каждой станции в такой же папке, только с указанием номера станции, помещаю на листе ватмана графически выполненное, с кратким описанием задание в двигательном действии, которое предстоит выполнить обучающемуся на этой станции. Комплексы круговой тренировки провожу на всех этапах урока. Они направлены на решение его задач; кроме того, посредствам их идет развитие тех физических качеств, которые будут необходимы при изучении нового двигательного действия. На каждом уроке в форме круговой тренировки использую чаще всего комплекс из 6 – 10 упражнений, последовательно вовлекающих в работу все части тела и группы мышц.

Начиная с пятого класса, знакомлю обучающихся с организацией и проведением круговой тренировки. Работу по станциям в начале веду с целью ознакомления занимающихся с процессом круговой тренировки, последовательностью прохождения станционных заданий без учета количества выполняемых упражнений. Затем приступаем к освоению самого метода круговой тренировки, когда обучающиеся определяют максимальный тест и индивидуальную нагрузку на каждой станции. Все показатели занимающиеся записывают в тетрадь по физической культуре или на карточке.

От урока к уроку анализируя степень освоения того или иного двигательного действия по подготовленным карточкам-заданиям, к следующей серии уроков составляю новые. Карточки, использование которых дает отличный результат, как правило, использую долго, они остаются в работе на несколько лет.

Круговая тренировка позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе, приучает их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В основе традиционной круговой тренировки лежит поточный метод: класс делится на подгруппы по числу станций, группы разводятся на «свои» станции и, после выполнения упражнений, переходят на следующую станцию по определённой последовательности. Но, учитывая трудности с материальной базой, перенасыщенными классами, я немного видоизменил сам принцип круговой тренировки. На ограниченном пространстве спортивного зала целесообразнее всего использовать фронтальный метод, когда одно упражнение выполняется сразу всеми одновременно. Это значительно повышает эффективность работы и упрощает контроль за выполнением упражнений и дифференцировкой отдыха.

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного пространства и жёсткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому, в комплексы круговой тренировки я ввожу физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы, это способствует совершенствованию умений и навыков входящих в учебный материал. Использование же их в полной мере способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближённых к жизненным, что имеет очень важное значение.

При составлении комплексов упражнений соблюдаются простота, доступность, отсутствие страховки. Упражнения подбираются технически не сложные, не требующие помощи. Целесообразно ориентироваться на те упражнения, которые рекомендуются в программе по физической культуре, дополняя и усложняя их в зависимости от подготовленности учащихся. Я использую хорошо усвоенные движения, чтобы на разучивание их не требовалось дополнительного времени. Мною разработаны комплексы упражнений на все основные группы мышц, которые были одобрены на заседании городского научно-методического центра.

На первых занятиях решаются следующие задачи: ознакомить учащихся с содержанием круговой тренировки и техникой выполнения упражнений, составить и заполнить индивидуальную карточку учёта спортивных достижений, измерить и оценить достижения по показателям максимального теста. (В течение 30 с. все учащиеся одновременно выполняют одно и то же упражнение и ведут подсчёт повторений. Максимальное их число за 30 с. является максимальным тестом, от показателей которого зависит индивидуальная дозировка упражнений на каждом занятии для групп школьников).

После прохождения «круга» оценивается реакция организма на проделанную работу. Учащиеся в течение 10 с. замеряют пульс и умножают его на 6. Прохождение полного «круга» повышает деятельность систем организма, а пульс увеличивается до 160-180 ударов в минуту, что является нормой нагрузки. После восстановления пульса до 120-130 ударов в минуту возможно продолжение выполнения упражнений.

Методической основой проведения круговой тренировки является принцип варьирования временем нагрузки и отдыха, т.е. длительностью выполнения упражнений и периодом, который отводится на восстановление. Дифференцируя количество упражнений, повторов, время выполнения и интервалы отдыха, можно развивать то или иное физическое качество: силу, общую, силовую, скоростную и скоростно-силовую выносливость, ловкость и т.п. Согласно этому методическому принципу при выполнении упражнений я применяю несколько методов воспитания физических способностей.

Первый метод — метод длительной, непрерывной работы — предусматривает выполнение всех определённых упражнений без перерывов, которые предназначены для прохождения одного — трёх кругов. Объём нагрузки составляет от 25 до 75 % показателя максимального теста. Основной педагогический эффект, который достигается с помощью этого метода — воспитание общей выносливости.

Второй метод — интервальный. Смысл данного метода заключается в его названии: меру нагрузки определяет интервал отдыха. Эти интервалы зависят от задач, которые ставятся в процессе воспитания физических способностей. Данный метод используется при воспитании у школьников общей и специальной выносливости, скоростно-силовых способностей и силы.

Третий метод — метод повторной работы. Он предполагает не регламентированный отдых между выполнением одного либо серии (круга) упражнений. Пауза отдыха определяется восстановлением частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 120-130 ударов в минуту. Данный метод используется в основном для развития общей выносливости и силы.

Все предложенные упражнения должны выполняться технически правильно и чётко. Комплексы упражнений следует систематически изменять, включая упражнения на те же группы мышц, но несколько отличные от предыдущих. Это позволит избежать монотонности, основного отрицательного момента при занятиях физической культурой и спортом.

Если в классе есть ученики, которые по своим физическим способностям и возможностям значительно опережают сверстников, то для них я готовлю несколько дополнительных упражнений или кругов (серий). Это повышает интерес, создаёт соревновательную обстановку, вырабатывает спортивные качества.

Круговая тренировка может включать элемент состязания, основанный на создании ситуации успеха. В данном случае я сопоставляю не абсолютный результат, а увеличение объёма и других показателей самой тренировочной работы. Например, кто больше увеличит число повторений за одинаковое время, кто меньше затратит времени на установленное число повторений. Это позволяет любому ученику испытать радость успеха, укрепляет веру в возможность достижения более высоких результатов.

На одну и ту же группу мышц можно воздействовать несколькими различными упражнениями. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, и в то время, когда одна группа мышц получает импульс для развития, другая – активно отдыхает.

Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя её, я добиваюсь большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной части урока, так как задачи ее — функционально подготовить организм к предстоящей работе и, таким образом, создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока. и работе по методике круговой тренировке необходимо соблюдать определённую последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки, т. е., как гласит известная пословица, в одном месте будет густо, а в другом пусто. А это неприемлемо для круговой тренировки.

На примере VIII класса рассмотрим как проводятся занятия по этому методу. На уроках в сентябре и в начале октября, которые проводятся на площадке, ученики обучаются в основном бегу, прыжкам, метаниям, выполняя большой объем легкоатлетических упражнений. Это способствует не только освоению техники движений, но и развитию двигательных качеств, в частности быстроты, гибкости, силы. Поэтому на этих уроках обычно не провожу занятия по круговой тренировке. Но когда уроки переносятся в зал, чтобы не снижать нагрузки и продолжать развивать двигательные качества в комплексе, необходимо планировать в основной части урока выполнение упражнений по методу круговой тренировки с целью развития в основном силы, силовой и скоростной выносливости.

1. (I станция) Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.

2. (II станция) Из виса лежа (девушки) согнуть и разогнуть руки. То же (юноши), но из виса лежа согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных суставах.

5. (V станция) Стоя, палка горизонтально вниз хватом сверху на ширине плеч, продеть правую ногу между палкой и руками и выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же, левой ногой.

6. (VI станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки, одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное положение. Юноши: переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное положение (так же поочередно переставляя руки).

7. (VII станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.

10.(X станция) Из основной стойки, палка горизонтально внизу, хватом сверху, шире плеч. Наклониться вперед, одновременно поднять палку вверх (спина прямая, палка выше головы, смотреть на палку), вернуться в исходное положение.

Комплекс рекомендую выполнять на 8 уроках подряд, что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3 — 4 раза в течение года. Для указания места (станции) выполнения упражнений полезно изготовить 10 указателей: лист плотной бумаги вставляется в пропил деревянной стойки на подставке; на листе крупными цифрами обозначают номер упражнения (станции), делают описание и графическое изображение его. Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.

В зале размером 8х16 метров можно расположить 10 станций примерного комплекса. Поскольку одна из основных особенностей круговой тренировки — выполнение с индивидуальной дозировкой, нужно заготовить личные карточки учеников для учета физической нагрузки и показателей реакции на нее. Карточки заполняют сами ученики, однако порядок записи нужно разъяснить. В графе «№ станций» на первой строчке записывается номер той станции, с которой ученик начинает выполнять упражнения. Например, № 5. Далее в столбик записываются номера последующих: 6, 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3, 4. В графе «I МТ» (I максимальный тест) записывается число повторений упражнения, выполняемого с максимальным напряжением и быстротой на каждой из 10 станций. В последующих графах указывается дозировка упражнений на очередных занятиях.

Например: означает, что к максимальному количеству повторений нужно прибавить еще два повторения и сумму разделить пополам, а комплекс упражнений повторить дважды (два круга). В графе «Тренировочный объем» заносится сумма повторений на всех десяти станциях.

В графе «II МТ» (II максимальный тест) указывается максимальное число повторений на заключительном уроке цикла. Разница показателей между двумя тестами с учетом качества выполнения упражнений характеризует воздействие занятий по избранному методу.

Так, если в последнем уроке МТ возрос по сравнению с первым, — значит, возросла сила. Если количество ударов пульса снизилось или осталось прежним при увеличении количества повторений, — значит, повысился уровень выносливости.

Разработкой комплекса упражнений, изготовлением указателей и карточек, собственно, и заканчивается подготовка к проведению круговой тренировки.

Разучиваются упражнения всем классом одновременно без лишних перестроений. Вначале упражнения 5 и 10 (см примерный комплекс) с палками, затем 4 и 9, 3 и 7, далее 1 и 6 на скамейках и наконец 8 и 2. Желательно каждое упражнение повторить 3 — 4 раза. После этого учеников можно посадить на скамейки и раздать карточки. Кратко (5 — 7 минут) рассказать о занятиях по методу круговой тренировки, в результате которых развиваются двигательные качества в их комплексном проявлении; о систематическом увеличении дозировки для всех и в то же время с индивидуальной нагрузкой для каждого. Научить правильно делать записи в карточке. Ученики записывают в карточках фамилию, имя и другие общие сведения и затем идут на указанные места (станции), готовят для себя нужные снаряды и записывают в карточки номер станции, на которой находятся (а последующие — в порядке прохождения их).

Перед выполнением первого упражнения ученики подсчитывают пульс (по команде) в течение 10 секунд (затем это число умножается на 6). Учитель напоминает, что на каждое упражнение затрачивается 1 минута: 30 секунд на выполнение упражнений с подсчетом, 30 секунд на запись результатов и переход к следующей станции (активный отдых) по кругу против часовой стрелки.

Предупредив учеников о том, что начинается определение максимального теста, что секундомер будет остановлен только через 10 минут, учитель командует: «Исходное положение — принять! Упражнение начи-най!». Через 30 секунд: «Стоп!» В таком же порядке выполняются все 10 упражнений. Нужно внимательно следить за секундомером и вовремя подавать команды.

Ученикам, у которых пульс после упражнения превышает 180 — 200 ударов в минуту, на последующих занятиях предлагается снизить нагрузку.

Максимальное число повторений упражнения за 30 секунд — это и есть МТ, в зависимости от которого устанавливается индивидуальная дозировка на последующие 6 занятий цикла. По экстенсивно-интервальному методу дозировка распределяется примерно так. На II занятии

Такая нагрузка дается для того, чтобы упражнение выполнялось в два раза медленнее максимального теста, но с широкой амплитудой, наибольшей точностью. Например упражнение 10 (примерного комплекса) в максимальном темпе выполнялось несмотря на замечания с неполным наклоном туловища, с плохо прогнутой спиной, палка не поднималась выше головы. Следовательно, выполняя в два раза медленнее, ученик должен следить за тем, чтобы после глубокого вдоха вместе с выдохом палка поднималась точно вверх одновременно с наклоном туловища до горизонтального положения (палка выше головы, смотреть на палку). Также более точно и правильно выполнять и все другие упражнения.

На VIII занятии (заключительном в цикле) определяется II МТ. Его показатели и данные педагогических наблюдений служат отправным моментом для усложнения или изменения комплекса на следующий цикл.

Все 45 минут урока занимает только первое занятие по круговой тренировке, а остальные: 10 минут — если комплекс выполняется один раз (один круг); 20 минут — если комплекс повторяется дважды (два круга) и 30 минут — если комплекс повторяется три раза (три круга).

Упражнения с дозировкой в один круг целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга — в последние 20 минут; в три круга — в последние 35 минут урока.

Между повторениями желательны 2- 3 минутные паузы, во время которых выполняются спокойная ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Однако, круговую тренировку, несмотря на её достоинства, нельзя рассматривать как универсальную форму работы. Она должна применяться в сочетании с другими формами и методами организации занятий, а на отдельных занятиях ей отводится не всё время, а лишь его часть.

Методы круговой тренировки на уроках физической культуры в практике своей работы я применяю практически с самого начала своей педагогической деятельности. Первоначально это были отдельные упражнения для развития физических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, сила), затем, по мере практических наработок, составлялись комплексы упражнений для развития и совершенствования их комплексных проявлений (скоростно-силовые качества). Обучающимся такие уроки нравились. В 1991/92 учебном году, в рамках участия в конкурсе «Учитель года» для учителей района мною были проведены открытые уроки по методу круговой тренировки. В уроках давались различные комплексы упражнений на развитие физических качеств. Уроки получили высокую оценку педагогов, понравилось разнообразие упражнений, их простота и доступность, отсутствие монотонности, работоспособность детей. И в этом же году была участником областного конкурса «учитель года». Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны для учащихся, я стала добавлять в упражнения элементы спортивных игр (волейбола и баскетбола). Уроки стали разнообразнее и интереснее.

Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе, создает условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.

Автор: Ставцева Раиса Леонидовна, учитель физической культуры муниципального общеобразовательного учреждения «Яланская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области