Что дает про карта в бодибилдинге

На съемочный планшет составитель накладывает координатную сетку с квадратными ячейками размером 10Х10 мм. Пересечения линии сетки служат станциями съемочного хода, а сам ход прокладывается по линиям север — юг длиной, как правило, около 1 км (рис. 61). Корректировка производится со станций, которые закрепляются на местности метками.

Карта в спортивном ориентировании: Корректировка

Совокупность полевых и камеральных работ по нанесению на топооснову деталей различных компонентов ландшафта, существенных для спортивного ориентирования, мы будем называть корректировкой карты.

Корректировка состоит из следующих основных операций: 1) нанесения линейных ориентиров и плановых очертаний площадных объектов, 2) нанесения микрообъектов, 3) съемки рельефа, 4) заполнения площадей. Это разделение операций не означает, что они проводятся отдельно или в какой-то определенной последовательности. Оно в некоторой степени условно и введено для того, чтобы систематизировать и изложить в наиболее доступной форме приемы и методы выполнения операций. На практике, в зависимости от характера местности, вида топоосновы и квалификации составителя, они могут выполняться последовательно или параллельно, в большем или меньшем объеме. Например, при использовании в качестве топоосновы фотоплана резко снижается объем первых двух операций, а корректировка сводится к дешифрированию содержания контуров и съемке рельефа.

К линейным ориентирам относятся: дороги, тропы, просеки, ограждения, ручьи, канавы, промоины, неглубокие лощины, прирусловые валы, насыпи, узкие старицы, тальвеги и водоразделы. К ним надо также отнести границы и контуры, образующие плановые очертания следующих площадных объектов: озер, рек, болот, участков разной растительности, застроенных территорий, каменных осыпей, районов с камнями, голых скал, песка, некоторых форм рельефа, расположенных на одном уровне (поймы, карстовые образования на горизонтальных поверхностях, зандровые равнины). Все эти линии снимаются одинаково с прокладыванием съемочных ходов и применением прямых и обратных засечек.

Любой линейный ориентир представляют при съемке в виде ломаной линии или многоугольника, прямые отрезки которых являются сторонами съемочного хода. Длина стороны определяется видимостью.

Составитель в исходной точке визирует направление видимого участка и строит его на планшете. Если визирование произведено спортивным компасом, его кладут на планшет так, чтобы одна из северных линий колбы совместилась с линией магнитного меридиана планшета, а край линейки с делениями — с исходной точкой. Надо проверить, совпадают ли при этом указатели севера компаса и планшета. Затем из исходной точки проводится линия визирования.

Если используется метод работы на ориентированном планшете, сначала ориентируют планшет по встроенному компасу и визируют с помощью линейки. Взаимное положение линейки и планшета следует изменять до тех пор, пока стрелка компаса не совпадет с указателем севера, а линейка не будет установлена вдоль линии визирования. При этом край линейки с делениями должен совпадать с исходной точкой. После достижения такого положения проводят линию визирования. Затем шагами измеряют расстояние до выбранной поворотной точки хода, на которую производилось визирование, и она строится на планшете. Для следующего отрезка операции повторяются. В результате на планшете получается изображение съемочного хода. Лишние концы линий визирования стираются.

Не следует спешить расшифровать линию, т. е. изобразить на ней тот или иной условный знак. Поворотные точки могут послужить опорой в дальнейшей съемке, кроме того, полезно сохранить оригинальный рисунок хода. Расшифровка загрубит его.

При большом количестве линейных ориентиров можно забыть их содержание. Для памяти рекомендуется поставить на них условное обозначение (например, цифры, соответствующие классам дорог). Обычно результаты работы за день хранятся полностью в памяти составителя. Настоятельно рекомендуем в конце каждого дня полевых работ перерисовывать все отснятое за день с полевого оригинала на авторский и на нем производить полную расшифровку линий.

Съемку площадных ориентиров, например больших полян, ведут построением замкнутого хода при помощи обхода объекта по периметру. Если кромки поляны не очень изрезаны, съемочный ход прокладывают вдоль них (рис. 43) — отрезки АБ и БВ. Если кромка извилиста, на ней выбирают выступающую точку и прокладывают ход к ней — ВГ. Кромку строят глазомерно, измеряя шагами отрезок В-1 и оценивая на глаз отрезок 1-2. Глубокие «карманы» с прямолинейными кромками можно построить не заходя в них — способом прямых засечек (участок Г-3-Д). Целесообразно время от времени производить контроль построения способом обратных засечек. Придя в точку И, можно проверить свое местонахождение от точек В, Г, Е, в которых предварительно были повешены метки. Если получена невязка, ее надо разогнать. При движении по плохому грунту или по склону следует больше доверять результатам засечек, чем измерениям сторон хода.

При съемке длинного опертого хода целесообразно построить его на отдельном кусочке пластика, разогнать полученную невязку и увязанный ход вкопировать в полевой оригинал. Первоначальный рисунок хода не следует стирать — он может понадобиться в дальнейшем.

Если вдоль кромки снимаемого ориентира передвигаться неудобно (заболоченный берег озера, граница труднопроходимой растительности), можно проложить ход в стороне от кромки и делать на нее выходы (висячие ходы) с точек основного хода, визируя направления кромки. На рис. 44 показана съемка по направлениям визирных линий с глазомерной передачей формы, точка 4 проверена обратными засечками от точек 1 и 2.

Съемка сильно изломанного линейного ориентира, например ручья (рис. 45), может потребовать прокладки предварительного хода с закреплением станций (точки Б и В в ходе АБВГ), которые используются в дальнейшей съемке как промежуточные опорные точки. На рисунке хорошо видны способы прокладки хода и последовательность операций при съемке ручья.

Как уже отмечалось, микрообъекты в большой степени определяют информативность карты. Поэтому особенно важно их точное и правильное нанесение на нее во время съемки. Визуально сопряженные микрообъекты должны наноситься со строгой передачей геометрического подобия их взаимного расположения. Для обеспечения этого требования при нанесении на карту совокупности микрообъектов следует строить их положение при помощи съемочного хода с проверками прямыми и обратными засечками (рис. 46). Ни в коем случае нельзя наносить совокупность микрообъектов на глаз.

Если размеры микрообъектов соизмеримы с расстояниями между ними (например, камни размером в плане 3Х5 м, находящиеся на расстояниях 10-20 м друг от друга), надо строить на планшете положение центров этих объектов и учитывать это при измерении на местности. Во избежание путаницы при съемке в условиях ограниченной видимости рекомендуется маркировать микрообъекты метками с номерами.

Если микрообъекты однозначно и достоверно опознаются на местности, но расположены друг от друга на расстоянии в масштабе карты меньше минимально допустимого, прибегают к утрированию, т. е. увеличению этих размеров до минимально допустимого. Такую операцию надо распространять на всю совокупность визуально сопряженных объектов с сохранением геометрического подобия (рис. 47). В случае а потеряно геометрическое подобие. Возникшую в результате утрирования погрешность надо равномерно разогнать, иногда разогнать приходится по достаточно большой площади.

К утрированию приходится прибегать и при изображении сложных развилок и перекрестков дорог и троп (см. рис. 20), чтобы правильно передать взаимное расположение отвилок и направления их ухода с основной дороги.

Если требуется нанести положение одиночного микрообъекта, с которого не видно других объектов или точек, надо построить на куске пластика висячий ход, начинающийся на этом объекте и кончающийся в ближайшей твердой или базовой точке (рис. 48). Для этого выбирают направление, примерно перпендикулярное ближайшему линейному ориентиру, выходят на него, идут вдоль него до ближайшей базовой точки и строят ход. Затем, подложив кусок пластика под полевой оригинал, совмещают изображения точки 22 и, выставив линии магнитных меридианов оригинала и пластика, параллельно переносят на оригинал точку А.

Как известно, построение длинных висячих ходов дает большие погрешности. Для увеличения точности прокладки стороны АБ можно применить метод движения в створе меток. Он заключается, в следующем. Предположим, что надо пройти с максимальной точностью по азимуту в условиях трудной проходимости и ограниченной видимости. В исходной точке вешается метка. Составитель устанавливает азимут и движется по нему на некоторое расстояние, пока метка хорошо видна. Затем, не изменяя положения колбы компаса, надо, перемещаясь вправо и влево от пройденной линии, найти такое место, из которого метка видна точно на лини обратного магнитного азимута. Обратный азимут получится, если совместить южный конец стрелки с указателем севера не перемещая колбы. В этой точке вешается вторая метка. Продолжается движение в нужном направлении до тех пор, пока видны обе метки. В новой точке выбирают место, из которого обе метки видны на одной линии, и в нем вешают третью метку. Операции повторяются на протяжении всего интересующего нас участка. Для более точного построения длину можно измерить мерной лентой для одного составителя (см. рис.27).

Говоря о требованиях к изображению рельефа как основного компонента ландшафта на спортивной карте, мы разбили его на простейшие элементы, из которых можно «построить» любую форму или комплекс форм. Сущность съемки рельефа состоит в определении планового положения и высоты его элементов; характерных точек, структурных линий, пространственных элементов. Произвести съемку можно различными способами в зависимости от принадлежности рельефа к той или иной группе. Комплексы форм рельефа поймы, некоторых карстовых областей и зандровых равнин характерны тем, что подошвы и бровки их элементов лежат на одном горизонтальном уровне. Это существенно облегчает корректировку, позволяя снимать формы рельефа как площадные ориентиры путем нанесения на план очертаний их подошв и бровок. Поскольку высоты элементов и форм в таких районах обычно не превышают 1-2 сечений, то и заполнение площади не составляет большого труда. Планово-высотный съемочный ход прокладывается через характерные точки и опирается по высотам на общий горизонтальный уровень.

Наибольшую сложность с точки зрения съемки представляют комплексы форм рельефа, обусловленные деятельностью древних ледников. Это прежде всего области ледникового сноса, конечно-моренные образования, области холмисто-моренного рельефа. Элементы таких комплексов форм рельефа расположены хаотично и на разных уровнях по высоте, что накладывает определенный отпечаток на построение съемочных ходов и приемы съемки. В частности, наиболее целесообразно прокладывать съемочные ходы по линиям водораздела и тальвегам, а в качестве поворотных точек и станций выбирать характерные точки — вершину, седловину, дно.

Рассмотрим на конкретном примере порядок такой съемки. Мы имеем топооснову в виде выкопировки с топографической карты 1 : 10000 и съемочное планово-высотное обоснование. Съемочный участок, ограниченный обоснованием, представлен на рис. 49. Так как площадь участка достаточно велика (максимальные размеры в поперечнике 350х250 м),. а ожидаемый характер рельефа довольно сложный, целесообразно разбить участок на части опертыми планово-высотными ходами. Это удобно сделать по дорогам и тропам, выходы которых имеются на обосновании. В результате прокладки хода 5,20-17,35, разбивающего участок, получаем его плановый рисунок, профиль, проекцию профиля и таблицу высот. После анализа невязок и их разгонки врисовываем ход в полевой оригинал и намечаем ряд станций (точки а, б, в, г, д, е, ж на рис. 50). В этих точках на местности при прокладке хода рекомендуется повесить метки с соответствующими буквами. Аналогичными ходами проводим полную разбивку участка. Наметим примерный план обхода части участка по структурным линиям и характерным точкам, которые есть на топооснове или предполагаются по рисунку ее горизонталей. Планировать проходы надо так, чтобы через 200 — 300 м выходить на станцию и иметь возможность увязывать ходы.

Исходной точкой съемки выберем точку а. Это станция предыдущего хода 5,20-17,35. Высота ее известна и равна 8,6, а сама станция находится на водораздельной линии. Построим на планшете линии визирования из точки а в направлениях на точки 5,20, 6, б и по магнитным азимутам 180 и 300° (рис. 51). С помощью скломера измерим заложения склонов по этим направлениям и найдем положение ближайших горизонталей. Предположим, что в направлении а-5,20 заложение равно 10 и склон понижается. Высота нашей точки 8,6 — следовательно, она находится на 0,6 сечения выше горизонтали 8, а расстояние от нее до этой горизонтали равно заложению склона, умноженному на 0,6, т. е. 10Х0,6=6 мм.

Отложим 6 мм в нужном направлении и нарисуем на конце отрезка фрагмент горизонтали 8 длиной 1-1,5 мм, конфигурация фрагмента должна соответствовать форме склона в этом месте. Рядом с фрагментом поставим номер горизонтали («ногами» к подножию склона). В направлении А 180° склон повышается, а заложение равно 8: горизонталь 9 находится от точки а на расстоянии 8Х0,4=3,2 мм. Строим ее фрагмент.

Аналогичные операции производим для всех выбранных направлений. Количество горизонталей, которые можно построить по их заложениям из съемочной точки, зависит от видимости вдоль соответствующего направления. Следует глазомерно определить, на какое расстояние просматривается склон, отложить это расстояние в соответствующем направлении и построить на получившемся отрезке столько горизонталей, сколько заложений на нем уместится. Естественно, что склон в пределах видимости должен иметь примерно одинаковую крутизну, только тогда правомерны подобные построения.

От точки «а» движемся, считая шаги, по линии водораздела в южном направлении до тех пор, пока видно метку в точке а. В новой точке, назовем ее и, берем азимут на точку а и определяем превышение точки и относительно а. Предположим, что расстояние аи равно 8 мм. Превышение определяем по лимбу Е скломера, оно равно 0,7. Следовательно, высота точки и равна 8,6+0,7=9,3. При отсутствии навыка или при прокладке ходов с большим количеством точек целесообразно записывать высоты точек в таблицу, имеющуюся на планшете. Из точки и повторяются операции по нанесению на полевой оригинал фрагментов горизонталей. Визирование со съемочной точки следует производить в направлении структурных линий элементов, находящихся на склонах, а если склоны монотонные, то приблизительно перпендикулярно направлению хода.

Если склон не просматривается с точки основного хода (густая растительность, перегиб склона), можно сделать радиальные выходы на расстояние 40-60 м в интересующем нас направлении и построить фрагменты горизонталей. На рис. 52 показаны такие выходы из точки К, в точки К.’ и К» для лучшего обзора склонов. Если из съемочной точки видны метки, повешенные на станциях или в точках хода, можно воспользоваться ими для определения планового положения и высоты способом обратных засечек (например, на рис. 52 точку л можно определить таким способом от точек г и д).

Съемку в полосе с плохой видимостью, примыкающей к границе участка, можно провести так: от точки 23 находим на местности положение горизонтали 10 (рис. 53). От этого места движемся на север по горизонтальному уровню на 40-60 м и строим свой ход — его рисунок на участке 1-3 даст горизонталь 10. Из, точки 3 можно определить дальнейшее направление горизонтали 10 и нанести ее фрагмент на карту. По лимбу Б скломера находим расстояние по склону до горизонтали 9. Отсчитав его, приходим в точку 4, которая лежит на этой горизонтали. Прокладываем ход на горизонтальном уровне и, подтвердившись на отрезке 7-24, можем построить отрезок горизонтали 9 — участок хода 4-7. Повторив операции, получим рисунок горизонталей 8 (участок хода 8-11), 7 (участок хода 12-14), 6 (участок хода 15-19).

В результате обхода участка А мы получили остов рельефа, образованный структурными линиями, характерными точками и фрагментами горизонталей. Часть его показана на рис. 52.

Если после проходов по участку остались площади, которые не удалось просмотреть при проходе по структурным линиям, надо сделать по ним контрольные проходы. Обнаруженные элементы рельефа можно нанести отдельными висячими ходами.

Затем можно соединять фрагменты горизонталей. При этом надо внимательно следить, чтобы не получилось перескока с одной горизонтали на другую. В результате получим полное изображение рельефа в участке (рис. 54).

Мы специально описали съемку одного рельефа. На практике обычно снимают все компоненты ландшафта (растительность гидрографию, искусственные сооружения) одновременно. Однако для лучшего понимания сущности съемки рельефа начинающим составителям полезно сделать несколько упражнений по съемке одного рельефа, буквально придерживаясь изложенной методики.

Характерным комплексом форм рельефа, связанных с водноэрозионным разрушением почвы, является овраг. Рассмотрим на его примере приемы и способы съемки рельефа в этой ландшафтной зоне. Характерное свойство оврага — профиль его тальвега не соответствует общему профилю склона: овраг глубоко врезан в склон, причем высота боковых стенок оврага и их крутизна различны в разных местах. Такие особенности существенны для ориентирования и должны быть отражены на карте. Съемочные ходы рекомендуется прокладывать по линиям тальвегов (дну оврага) и по бровкам обоих берегов оврага. Движение по этим линиям иногда бывает затруднено, что вызывает повышенные погрешности измерений. При съемке в подобных условиях надо чаще выходить на базовые точки. Пример съемки оврага показан на рис. 55. Начала промоин и сухих русел, точки слияний и резких изгибов бровок должны быть тщательно увязаны друг с другом. На рис. 56 приведены некоторые приемы, облегчающие съемку. Целесообразно планировать работу в периоды отсутствия листвы (весна, осень), когда видимость резко увеличивается. Хорошая видимость снижает трудоемкость работ, позволяет широко применять способы прямых и обратных засечек для связи элементов, расположенных на противоположных берегах оврага. Склоны, прилегающие к долине и основному руслу оврага, надо тщательно осматривать для обнаружения и нанесения на карту висячих оврагов и промоин.

При работе в предгорьях, горах, долинах больших рек приходится сталкиваться со съемкой склона. Трудности этой работы состоят в том, что объекты и элементы рельефа, расположенные на склоне, надо взаимно правильно увязать в плане и по высоте. Основной прием такой съемки-движение по горизонтальному уровню вдоль склона. Очень полезно предварительно закрепить на местности метками с номерами положение горизонталей на линиях, идущих поперек склона. Это можно сделать ходом съемочного обоснования или специальным ходом, например по линии водораздела. Ход прокладывается по горизонтали (например, 6 на рис. 57). Из поворотных точек строятся фрагменты горизонталей, лежащих ниже и выше по склону в пределах видимости — 5, 7, 8. а также объекты на склоне.

Для построения форм рельефа на склоне надо определить плановое положение и высоты их характерных точек и структурных линий, обрисовать эти формы соответствующими горизонталями. На рис. 58 показано построение ямы на склоне с выходом в нее с основного хода по горизонтали 6, а на рис. 59 — построение гряды на склоне. Таким образом, пройдя по горизонталям 6, 9 и 13, мы будем иметь картину всего склона (рис.60).

Заполнение площадей производится сразу же после окончания съемки ограничивающих линий, как правило, одновременно со съемкой остальных компонентов ландшафта. Прежде чем заполнять площадь, надо убедиться в ее однородности (степень проходимости, класс болота). Для этого надо обязательно пройти по площади в нескольких направлениях, а не делать вывод о ее содержании стоя на кромке.

Для обеспечения идентичности изображения целесообразно по окончании корректировки еще раз посмотреть все площади и, если надо, исправить градации объектов. Такая операция необходима для бригадного метода работы.

Для обеспечения высокого качества карты составителю надо увидеть все объекты на участке, правильно передать их взаимное расположение в плане и по высоте. Нужно стараться сделать это, затратив минимальное время на работу. Для этого длина пути по съемочному участку должна быть минимальной, чего можно достичь, только наметив заранее план корректировки, т. е. выбрав определенную тактику обхода участка. Тактика зависит прежде всего от характера местности, а также от вида и качества топоосновы, квалификации составителя. Рассмотрим приемы работы нескольких ведущих составителей карт.

В. М. Киселев работает, как правило, индивидуально, без подготовки съемочного обоснования. Базируясь на твердых точках топоосновы, он строит небольшие замкнутые ходы, которые называет периметрами. Прокладывает их по линейным ориентирам или по горизонтальному уровню (по горизонтали).

Периметр образует ячейку съемочной сети. Внутри ячейки составитель наносит все имеющиеся объекты, которые связывает измерением и построением азимутов и расстояний. Обязательно производит проверку взаимного расположения объектов, нанесенных с разных сторон периметра.

Способ надежен и пригоден практически для любой местности, однако трудоемок: приходится по нескольку раз проходить по одним и тем же местам.

Интересный метод, который можно назвать координатным, предложен Г. К. Кунцевичем. Он тоже обычно работает индивидуально и без предварительной подготовки съемочного обоснования.

На съемочный планшет составитель накладывает координатную сетку с квадратными ячейками размером 10Х10 мм. Пересечения линии сетки служат станциями съемочного хода, а сам ход прокладывается по линиям север — юг длиной, как правило, около 1 км (рис. 61). Корректировка производится со станций, которые закрепляются на местности метками.

Метод Кунцевича имеет ряд достоинств: не требуется строить на планшете съемочного хода и его точек, что экономит время и исключает ошибки; рационально спланирован путь составителя по участку; визирование при движении по направлению север-юг наиболее точное. Однако высокая производительность при работе достигается в основном за счет глазомерного построения объектов со станций хода (без измерения расстояний и азимутов и их построений) и рисования рельефа на глаз, чего ни в коем случае нельзя рекомендовать. Эти обстоятельства при работе в масштабе 1 : 10000 (расстояния между станциями 100 м) приводят к снижению качества карты, прежде всего ее точности.

Метод можно применять на равнинной, слабонаклонной местности или на крупном рельефе с монотонными склонами. При его реализации обязательно надо связывать объекты, построенные от соседних станций параллельных ходов (что не всегда делает сам автор). На местности с более сложным рельефом целесообразно комбинировать этот метод с предварительной подготовкой съемочного обоснования и уменьшать размеры ячеек.

М. К. Гизатулин работает бригадным методом, с использованием съемочного обоснования, со станций, расположенных в центрах перекрывающихся окружностей радиусом 35-40 м. Съемочный ход прокладывается через центры этих окружностей и периодически проходит через базовые точки обоснования. С каждой станции производится съемка всей площади окружности: при хорошей видимости-прямо со станции, при ограниченной-с помощью радиальных выходов (рис. 62). Метод дает высокое качество карты, но требует затрат времени на подготовку обоснования. Рекомендуется в районах со сложным рельефом и большой Насыщенностью ориентирами.

Ю. В. Худеньких для работы на сложной местности с большим количеством микрообъектов и мелких элементов рельефа предлагает использовать густое съемочное обоснование (с площадью участков 0,2-0,3 км2), считая, что затраты на его подготовку окупятся высоким качеством будущей карты. Съемочный участок он разбивает дополнительными ходами на мелкие части, причем, прокладывая ход по линейному ориентиру или структурной линии рельефа, одновременно снимает все объекты и рельеф в полосе видимости с хода (рис. 63). При незначительной невязке в точке Б производит разгонку на отдельном пластике. Ход АБ планирует так, чтобы ширина отрезанной части участка не превышала 200 м. Далее отрезанную часть разбивает поперечными ходами (например, 24- В), на которых, как правило, нет невязок, на еще более мелкие части. Если полосы видимости с этих ходов не перекрываются, делает дополнительные проходы внутри незаполненных площадей (ход Г-25). Метод достаточно трудоемок, ну дает хорошие результаты на самых сложных местностях, для которых и рекомендуется.

По мере накопления опыта каждый составитель вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику, важно только, чтобы она удовлетворяла основному принципу: все увидеть и увязать, пройдя минимальный путь.

Во время полевых работ в процессе построения точек и съемочных ходов составитель создает полевой оригинал. В зависимости от характера местности и квалификации составителя его можно рисовать на одном или двух пластиках. Линии съемочных ходов следует проводить по линейке острозаточенным карандашом, чтобы они получались тонкими и четкими. Полевой оригинал служит черновым материалом, поэтому нет смысла подробно регламентировать его содержание и способы оформления. Обычно он составляется приемами и способами, привычными для каждого составителя.

Результаты полевых работ в процессе корректировки составитель представляет в виде авторского оригинала. Этот картографический документ содержит всю информацию о местности, полученную в процессе корректировки. Он должен быть оформлен в определенном виде, удобном для использования на дальнейших стадиях создания карты. Авторский оригинал-основной документ для редактирования и инспектирования карты (см. стр. 106), и для изготовления составительского оригинала, и для контроля всей последующей документации, создаваемой в процессе подготовки карты к изданию.

Авторский оригинал рисуют в камеральных условиях непрерывно в течение всех полевых работ в конце каждого рабочего дня. Вычерчивать его можно на пластике, кальке-восковке или пергамине цветной тушью, красками, простыми и цветными карандашами. Он составляется так, как будет выглядеть изданная карта участка, за исключением некоторых особенностей, оговоренных ниже. Все условные знаки вычерчиваются строго по размерам действующей таблицы условных знаков с увеличением размеров, равным отношению масштаба издания к масштабу авторского оригинала.

Авторский оригинал изготавливают на трех листах. Все они должны иметь линии координатной сетки топоосновы для обеспечения совмещения (красным цветом). На них должны быть указаны номер участка, фамилия составителя, дата окончания работы.

На первом листе наносятся все штриховые элементы карты (в том числе штриховки всех видов болот) в 4 красках: рельеф — коричневой, гидрография — зеленой, скалы, камни, абрисные линяй гидрографии и растительности, искусственные сооружения — черной, граничные (абрисные) линии площадей, не имеющих на карте границ в виде штриховых элементов, знаки В.408, В.412, В.413, базовые точки и их номера-красной. Тропы, дороги, контуры, вспомогательные горизонтали для ясности дополнительно прочерчиваются непрерывной тонкой линией простым карандашом, при возможности-с обратной стороны оригинала. На всех горизонталях за границами участка должны быть написаны простым карандашом их номера. Оригинал должен быть вычерчен так, чтобы с него можно было получить качественные фотокопии. При использовании туши или красок изображение следует закрепить коллодием. Для районов со сложным, насыщенным рельефом и большим количеством контуров допускается нанесение горизонталей простым карандашом (твердостью Т, 2Т) и разделение содержания первого листа на два: на одном листе — рельеф и гидрография, на другом — все остальное. На листе следует указать время в часах, затраченное на корректировку, отдельно для полевых и камеральных работ.

На втором листе авторского оригинала наносятся все фоновые элементы карты, которые в издании будут даны заливками и сетками. Голубой краской дается зеркало воды, зеленой и желтой — элементы растительности, коричневой — голые скалы (В.212), черной — знаки А.208, А.209, В.210. Для облегчения вычерчивания допускаются следующие условности: знак В.403 показывается зеленой штриховкой под углом 45° к вертикали и шагом 1 мм, знак В.404 — зеленой крестообразной штриховкой с шагом 2 мм, знак А.405 — зеленой заливкой, знак В.210 и фоновая часть знака А.208 — черной вертикальной штриховкой шагом 1 мм. Красным цветом наносятся абрисные линии всех фоновых элементов, базовые точки с номерами (допускается опускать до 80% точек и номеров). Второй лист, как правило, не предназначается для фоторабот.

На третьем листе авторского оригинала указываются точки, которые можно использовать для установки КП. Они показываются красным цветом, окружностями диаметром 7-8 мм и сопровождаются обозначениями, оговоренными в ТЗ на составление карты.

При вычерчивании оригиналов запрещается изменять расположение базовых точек, фрагментов горизонталей на границах съемочных участков, линий координатной сетки топоосновы. Оригиналы, имеющие смещение указанных элементов свыше величины, оговоренной в ТЗ, не должны приниматься от составителей для дальнейшей работы.

Здесь перечислены типовые требования к авторскому оригиналу. Все особенности, связанные с местностью, назначением карты, технологией подготовки к изданию и изданием карты для каждого конкретного случая должны быть оговорены в ТЗ на составление карты.

При бригадном методе работы, особенно составителей разной квалификации, потребуется редактирование авторских оригиналов отдельных составителей. Его осуществляет руководитель работ или один из наиболее опытных составителей, и заключается оно в полевом обследовании качества оригиналов. Основные задачи редактирования — исправление допущенных ошибок, устранение пропусков, повышение единообразия изображения различных объектов. Если замечаний немного, они вносятся в соответствующие листы авторского оригинала. При серьезных ошибках может возникнуть необходимость в дополнительных полевых работах и переделке оригинала.

Инспектирование авторских оригиналов — основная часть инспектирования карты. Оно проводится инспектором областной (республиканской) федерации спортивного ориентирования или квалифицированным составителем карт по заданию организации, заказывающей тираж спортивных карт, и финансируется той же организацией. Задачи инспектирования: проверка качества создаваемой карты, ее соответствия требованиям Правил соревнований, определение класса карты и категории трудности местности (см стр. 135).

Инспектирование осуществляется инспектором совместно с руководителем работ или одним из составителей карты в виде полевого обследования авторских оригиналов. Согласованные замечания заносятся в дефектную ведомость, представляющую собой список необходимых исправлений с номерами. Сами исправления можно нарисовать на пластике, прикрепленном поверх авторского оригинала к съемочному планшету. В некоторых случаях инспектор может потребовать перерисовки оригинала для внесения всех исправлений. При ограниченном количестве замечаний они на основании дефектной ведомости вносятся в авторский оригинал. Правильность и полнота их внесения также проверяются инспектором.

После внесения всех исправлений по замечаниям редактора и инспектора авторские оригиналы полностью готовы к подготовке карты к изданию.